Кулинарные традиции русского народа
уходят своими корнями в глубокую древность.
Еще в дохристианской Руси, когда
праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны
такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и
другие.
Славяне
занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х
веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во
время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят:
“Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в
достатке”.
Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась
из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего
размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала
пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми
популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.
Древние летописи,
рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда
упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.
Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и
овощи (в те времена овощами называли и фрукты).
Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там
сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол
русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и
прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом
питания, но и предметом внешней торговли.
Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила
полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о
конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя
Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на
употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в
исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес
конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.
Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается
стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в
неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».
Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а
по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы.
Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир
велел дать им серебряные.
Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей
и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий