вторник, 12 июня 2012 г.

Ян Райбург


Ян Райбург - личность для Молдовы легендарная. Поколение семидесятых очень хорошо помнит его песни, внимательно следит до сих пор за его судьбой. В свое время - в конце 60-х годов - он стоял у истоков знаменитого вокально-инструментального ансамбля "Норок", который впоследствии был разогнан якобы за "распущенность и национализм" (власти не нравилось свободолюбие и проявление яркой индивидуальности), а его солисты практически выдавлены из Молдовы.  



   Песня "МОЙ ДОМ"

А ведь это была целая эпоха! Молдавский "Норок" с Яном Райбургом, Ионом Суручану, Лидией Ботезату, Михаем Долганом, братьями Казаку в свое время были не менее популярным, чем группы "Мондиал", "Секрет", "Машина времени", "Битлз"... И именно дружба Райбурга с Ионом Суручану сделала из последнего молдавского Челентано, поскольку Ян предложил Иону исполнить песню своим натуральным голосом - баритоном, а не тенором, как до этого пел Ион народные и эстрадные песни. 
Да и сам Райбург может запросто претендовать на звание классика молдавской эстрадной музыки, хотя и не имеет здесь наград и регалий. Поэтому приезд этого человека (да не одного, а со своим сыном Гарри) из Америки в родной город - настоящий подарок для кишиневцев. 


     Песня "ТРИ МОЛДОВАНА"

Сегодня Ян - владелец популярного В Нью-йорке ресторана "Трансильвания". Здесь он угощает своих гостей (среди которых бывает много молдаван и румын) не только молдавскими национальными блюдами - плацындами и мамалыгой, но и хорошей песней - также собственного "приготовления". Как признался Ян, бизнес не мешает ему сочинять новые песни. Практически на каждую мелодию у Яна Райбурга свои тексты - и на русском, и на молдавском, которые он сам может и спеть. 
                                                                                   Песня "ЕЛЕНА"


Вспоминает Ян: Какое-то время работал с Киркоровым, был с ним в трех поездках. Как о человеке, о нем много чего можно сказать, но таланта ему на самом деле не занимать. Работал с Азизой. И с ней и с Киркоровым мы не раз виделись в Америке. У нас сохранились хорошие, добрые отношения. И возможно, они развились бы, ответь я на приглашения работать в Москве. Но я отказался, и сейчас сложно сказать, правильно ли я тогда сделал.

 Песня "ДАРИТЕ ЖЕНЩИНАМ ЦВЕТЫ"

В 91-м году я уехал в Америку. Я много работ перепробовал, пока не понял, что один в поле не воин. Я вызвал музыкантов из Молдовы и, порепетировав, мы стали выступать в небольшом румынском ресторанчике "Трансильвания". Ажиотаж с нашим появлением был очевиден. 

Так получилось, что хозяину пришлось ресторан продать. Я понял, что если этот ресторан не куплю, то останусь у разбитого корыта. Я его купил на одолженные деньги, которые отдавал еще много лет. Ничего кардинально не менял. Просто румынская кухня заметно разбавилась молдавской. Еще я приглашал выступать в ресторане многих молдавских исполнителей – Иона Суручану, Ольгу Чолаку, Анастасию Лазарюк, цыганский ансамбль "Драго" и других. 

      Песня "БАБЬЕ ЛЕТО"

В какой-то период моей американской жизни я перестал заниматься музыкой, посчитав, что она осталась в прошлом. Но от судьбы, видимо, не уйдешь. Мелодия стала выходить одна за другой. Я приобрел сначала маленькую студию, потом студию побольше. Стал записывать музыку, к ним как будто сами по себе сочинялись слова. У меня в месяц выходило по альбому, с которым абсолютно нечего было делать в Америке. Я стал все чаще приезжать в Молдову. Дороги меня изматывали как физически, так и финансово. Я решил вернуться в город, в котором прожил всю свою сознательную жизнь. 

С этих пор я стал не только сочинять песни, но и исполнять их. Я, в прошлом – боец невидимого фронта, стал узнаваем. 
-Эхо весеннего фестиваля- 
"О, ностальгия, о, гармония..."



Биография
Ян Райбург (Яков Михайлович Райбург,. Ian Raiburg;)


    Песня "ОСЕННИЕ ДОЖДИ"

Родился. 7 января 1952, Макарешты, Молдавская ССР — молдавский композитор-песенник, автор-исполнитель песен. Заслуженный деятель искусств Молдовы (Maestru în Arta, 2007).
Родился в селе Макарешты Ниспоренского района (ныне Унгенского района Молдавии) в семье учителей.
Отец, Михаил Ефимович Райбург (1923—2006), преподавал историю и был директором школы; 
Мать, Марьям Райбург (род. 1924), работала учительницейанглийского языка.

Закончил музыкальную школу по классу аккордеона в Кишинёве, куда семья переехала когда ему было 12 лет. После окончания Киевского инженерно-строительного института работал инженером проектного бюро в Кишинёве, с 1977 года был гитаристом ансамбля ресторана «Кишинэу», вокально-инструментального ансамбля «Фортина» под руководством О. Мильштейна и ВИА «Букурия» при Кишинёвской государственной филармонии.
С 1982 года был постоянным автором песен Иона Суручану на молдавском языке, главным образом на стихи Григория Виеру («Ce seara minunаtă», «Cumpăraţi flori», «Astă seră», «Clar de lună» и других) и Думитру Матковского. Возглавлял организованный им ансамбль «Реал», который сопровождал Иона Суручану. Песни Яна Райбурга также исполняли Надежда Чепрага («Вот она какая...» на стихи Михаила Танича, «Живу на Земле» на стихи Думитру Матковского, «Твоё письмо» и «Тайна» на стихи Григоре Виеру, «Золотой звездопад», «Три молдована» и «Бабье лето» на стихи Я. Райбурга), Анастасия Лазарюк, Ольга Чолаку, сёстры Рота


                                                             Песня "ЗАВИСТЬ"

С 1989 года работал в ансамбле «Норок» под руководством Михая Долгана.
В 1991 году поселился в Нью-Йорке, где был совладельцем ресторана молдавской кухни «Трансильвания» (Квинс). Выпустил 5 компакт-дисков авторских песен в собственном исполнении, всего вышло 13 альбомов песен композитора. Автор эстрадных шлягеров «Дарите женщинам цветы», «Гуляй, бригада», «Играй, скрипач» и других.

     Песня "ПОДНИМЕМ БОКАЛЫ" молд.

С 2006 года вновь живёт в Кишинёве.

2 комментария:

  1. Скажите , Вы близко знаете Якова Михайловича (Яна Райбурга) , Вы так подробно всё тут опубликовали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он начинал свою деятельность в моем родном городе Новые Анены, в ресторане «Весна»

      Удалить