Первое занятие, Школа Рационального Чтения. ШРЧ.
Навыки рационального чтения, как и многие другие навыки,
вырабатываются, закрепляются, а затем используются на практике наиболее
эффективно, если вначале устраняются недостатки, препятствия, мешающие наиболее
полной реализации читательских возможностей.
Одним из наиболее «опасных» недостатков при чтении является
НЕУВЕРЕННОСТЬ читателя в достаточно хорошем усвоении содержания прочитываемого
материала в случае, когда ему приходится увеличивать скорость чтения.
Многие читатели свыклись с невысоким качеством усвоения
информации даже при небольшой скорости чтения. И считают вполне нормальным
30-60% запоминания после первого прочтения.
Наша с вами цель – «сломать» подсознательную внутреннюю
установку (привычку) на чтение с невысоким качеством усвоения и вместо нее
выработать новую установку (привычку) – уверенность в полном усвоении
(понимании и запоминании) прочитанного. Необходимо создать в себе психическую
установку: «ЧИТАЮ БЫСТРО И УВЕРЕННО!»
У большого числа читателей вследствие НЕУВЕРЕННОСТИ в хорошем усвоении материала развивается еще
один недостаток – НЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОЗВРАТЫ к прочитанным словам, строчкам,
абзацам, а иногда страницам.
Следует отметить, что речь идет не о возвратах с целью
уточнения смысла или более глубокого осознания, анализа изучаемого материала, а
о возвратах необязательных, которых могло и не быть, если бы материал читался
более внимательно, без отвлечения на посторонние мысли, не связанные с
содержанием текста.
Вспомните, наверное, и вы ловили себя на том, что вновь
перечитываете одну и ту же строчку или один и тот же абзац, что думаете не о
читаемом, а о чем то постороннем.
Другим, не менее существенным недостатком препятствующим
увеличению скорости чтения, является внутреннее (чаще всего) или внешнее (реже)
ПРОГОВАРИВАНИЕ читаемых слов. Процесс обучения чтению в общественной школе
неизбежно приводит к появлению привычки «озвучивать» прочитываемое.
На ранней стадии обучения чтению проговаривание необходимо
для понимания читаемых текстов, для становления речи, а потом оно
останавливается, к сожалению, в виде ненужного сопровождения чтения, плохой
привычки.
При чем, эта привычка так сильна, что при попытках ее
устранения затрудняется понимание текста. Поэтому закономерно ставится еще одна
задача – устранить проговаривание прочитываемых слов настолько, чтобы частично
оставшиеся озвучение не мешало увеличению скорости чтения (ведь скорость
проговаривания ограничена).
Существенным недостаткам обычного чтения является также
УЗКОЕ ПОЛЕ ОДНОМОМЕНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ (но не поля видения), видим мы достаточно
широко. Так страницу мы видим целиком, но одномоментно или за одну фиксацию
взгляда не воспринимаем ее содержание.
Программа курса рационального чтения ШРЧ позволяет решить
следующие задачи:
1.
Выработать и закрепить психическую установку
(привычку) на УВЕРЕННОСТЬ в достаточно полном усвоении содержания информации,
и, как следствие того, установить НЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОЗВРАТЫ к прочитанному.
2.
Установить внутреннее (и тем более внешнее)
проговаривание читаемого и создать психическую установку (привычку) на
ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТЕНИЯ БЕЗ ОЗВУЧИВАНИЯ.
3.
Расширить ПОЛЕ ОДНОМОМЕНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ текста.
Для достижения поставленных выше целей используется целый ряд
многофункциональных упражнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий